Моллы не резиновые

С 10 октября решением Департамента транспорта Москвы на 95 улицах была точечно расширена зона платных парковок. Нововведение коснулось парков, станций метро и ж/д, рынков, торговых и бизнес-центров. Расширив зоны платных парковок, московские власти отправились с проверками на паркинги топовых моллов, где немедленно нашли нарушения и рекомендовали изменить тарифную политику.

 

Текст: Валерия Зайкова

 

 Интересно, что этим летом московская мэрия занялась пересмотром нормативов градостроительного проектирования для объектов транспортной инфраструктуры. В частности, было решено отказаться от строительства паркингов вблизи территорий, где развит общественный транспорт. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов отмечал, что «на многих территориях парковка, которую необходимо построить, будет уменьшена и перераспределена на улично-дорожную сеть». Не менее любопытен тот факт, что после расширения зон платных парковок московские власти провели ряд проверок паркингов в ТЦ («Европейском», ЦУМе, «Атриуме» и др.) и обратились к девелоперам торговых центров с рекомендацией снизить тарифы на парковочные места за первые 2–3 часа. Как отметил Сергей Андрейкин, первый заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы, тарифы на паркинг в ТЦ должны быть ниже, чем на дорожно-уличной сети и составлять примерно 60 руб. в час. Очевидно, что в случае снижения тарифов на паркинг топовые ТЦ столицы столкнутся с потоками нецелевого трафика на своих парковках, в то время как для реальных посетителей молла парковочных мест может просто не хватить.

«Парковка, особенно подземная, – это огромные инвестиции, которые девелопер «закапывает» в землю. Здесь не идет речь о быстрых сроках окупаемости. Фактически удобная парковка – это, прежде всего, конкурентное преимущество конкретного ТЦ, а не источник дополнительного дохода для его владельца», - считает Дмитрий Степовой, директор департамента эксплуатации Optima Development. В некоторых случаях только грамотная тарифная политика на паркинге позволяет обеспечить адресность предоставления данной услуги.

Таким образом, вмешательство столичных властей в коммерческую деятельность девелоперов скажется на посетителях моллов, доставляя неудобство, прежде всего, им. Последнее решение Департамента транспорта о точечном расширении зоны платных парковок вызвало массовые протесты со стороны граждан, что более чем логично, учитывая кризисную ситуацию и снижение покупательной способности населения.

Интересно, что общественный резонанс оказал свое влияние на операционную деятельность   «Авиапарка». «Ввести оплату за парковку в «Авиапарке» планировалось уже с ноября текущего года, но на фоне возрастающих негативных настроений москвичей в ответ на инициативы властей города было принято решение повременить как минимум до февраля следующего года», - отмечает пресс-служба ТРЦ «Авиапарк».

Плата за парковку на данный момент основной источник возврата инвестиций в паркинг для девелопера. Однако не единственный.  Так, например, «ТПС Недвижимость» планирует использовать парковки в качестве канала коммуникации с посетителями, разместив на паркингах модульную рекламу своих арендаторов. Желание девелопера коммерциализировать паркинг логично и понятно, однако насколько услуга будет востребована среди арендаторов в сегодняшних непростых экономических реалиях, предсказать несложно  «Поскольку наши объекты расположены в центральных районах городов, парковки моллов часто востребованы нецелевым трафиком, что  не является масштабной проблемой, но происходит систематически. Мы стараемся не применять запретительные меры, а превращать нецелевой трафик в целевой. В частности, в ближайшее время планируем использовать парковку как внутренний канал продвижения – на парковках будут установлены рекламные постеры с коммуникациями наших арендаторов», - отмечает Алексей Ванчугов, коммерческий директор «ТПС Недвижимость».

В свою очередь, московский ТРЦ «Ривьера» планирует использовать паркинг в качестве инструмента для увеличения трафика якорных арендаторов. Работа паркинга будет организована в синергии с гипермаркетом «Ашан» и кинотеатром «Синема парк». «После детального изучения вопроса и исследования положительного опыта коллег мы приняли решение о возможности для наших посетителей бесплатно воспользоваться парковкой в первые два часа, по истечении которых будет вводиться тариф 100 руб. в час. Кроме того, для удобства и комфорта посетителей мы предусмотрели совместные действия с нашими якорными арендаторами: гипермаркетом и кинотеатром. Так, при покупке билета в кино, посетитель сможет просканировать штрих-код с парковочной карточки и получит, кроме 90 мин на просмотр фильма, еще 90 мин бесплатной парковки для совершения покупок в ТРЦ после сеанса», - рассказывает Павел Сучков, руководитель проекта ТРЦ «Ривьера». В настоящий момент девелопер определяет принципы синергии паркинга с гипермаркетом. ТРЦ намерен ввести плату за парковку через 2 месяца после открытия – смелое решение на фоне несформированного трафика самого молла, экономических реалий и бесплатных паркингов в других ТЦ.

Отдельно хотелось бы отметить, что начиная с 2015 года ситуация с паркингом осложняется введением налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости – за интегрированный паркинг девелоперы вынуждены платить так же, как и за арендопригодную площадь. Таким образом, власти фактически вынуждают их строить структурные  паркинги, межевать участки и получать различное назначение на землю.

Полную версию статьи читайте в ноябрьском номере журнала «МОЛЛ».

Источник: mallgroup.ru